В детстве мы не любопытны к своим корням, к истории собственного рода. И мне, Муслиму Магомаеву-младшему, надо было бы еще мальчишкой подробнее узнать о жизни Муслима Магомаева-старшего со слов тех, кто был с ним рядом. С годами я, разумеется, наверстал, как мог, упущенное в детстве и юности, - стал интересоваться жизнью и творчеством своего знаменитого деда. Смотрел его архивы, читал письма, а главное, слушал дедовскую музыку. И хоть судить о его жизни я могу, конечно, только косвенно, я всегда был твердо уверен в том, что мой дед - великий композитор и дирижер.
Каким был мой дед в жизни? Со слов родных я знаю, что был он человеком очень щедрым, всегда готовым помогать людям... Дружить дед умел...
Муслим Магомаев
Гейдар Алиев [национальный лидер]: Обстановка в музыке, в высоком искусстве очень мощно давала о себе знать в начале нашего века именно благодаря творчеству великого Узеира Гаджибекова и великого Абдульмуслима Mагомаева. Они создали прекрасную школу. Продолжая традиции Вашего деда Муслима Магомаева, заложившего в начале двадцатого века вместе с Узеиром Гаджибековым основы профессиональной азербайджанской музыки, Вы приумножили богатейшие возможности нашей музыкальной культуры. Ваша же композиторская деятельность создала произведения, ставшие символом времени, олицетворяющие Ваш родной край - Азербайджан. Теперь без Муслима Магомаева историю азербайджанской культуры последних 40 с лишним лет представить невозможно.
Уже десятки лет как 18 сентября в Азербайджане объявлен музыкальным праздником, днем поминовения Узеира Гаджибекова и Муслима Магомаева. Радостным является и тот факт, что несмотря на перипетии нашей тяжелой жизни, наша культура живет, живет уважение и почтение к нашему культурному наследию.
Узеир Гаджибеков [композитор]: Одаренный, всей душой любивший музыку, композитор Муслим Магомаев ставил своей целью поднять музыкальную культуру Азербайджана до такого уровня, чтобы симфонический оркестр и культурное пение стали достоянием нашего театра.
Талантливый дирижер и композитор Муслим Магомаев доказал своим творчеством, что симфонический оркестр в состоянии передать все тончайшие нюансы, свойственные азербайджанским мугаматам — этим классическим образцам подлинно народной музыки.
Муслим Магомаев был большим знатоком мугамов, отлично знал их ладовое своеобразие, их бесчисленные мелодические варианты и ответвления. Одаренный, необычайно многогранный и способный человек... Он был композитором народным по духу и устремлениям, подлинным реалистом, смелым новатором, беспощадно ломавшим всяческие преграды, стоявшие на пути азербайджанского музыкального искусства.
Гамар Исмайлова [музыковед]: Как композитор он сыграл огромную роль в развитии многих областей азербайджанского профессионального музыкального творчества. Это прежде всего опера, симфоническая музыка, массовая песня.
М. Магомаев был одним их пионеров создания в Азербайджане жанров музыки для кино и драматического театра. Он один из первых собирателей азербайджанского музыкального фольклора, немало сделавший для его изучения и популяризации.
М. Магомаев — первый в Азербайджане оперный дирижер, занимает видное место в развитии профессиональных традиций национальной оперно-исполнительской культуры. Жизнь М. Магомаева в музыке является своего рода живой иллюстрацией основных этапов развития профессионального азербайджанского музыкального искусства.
АНАР [писатель]: Трудно было тогда Узеир беку, Муслиму Магомаеву оставаться самими собой – Узеирами, Муслимами. То, что сегодня для нас история, тогда для них была судьба. Самое трудное было прогнозировать будущее, заглянуть вперед, предвидеть грядущее.
Афрасияб Бадалбейли [композитор]: (Боржоми с. Цеми 1925 г.) Недалеко от дачи Гаджибекова отдыхал со своей семьей Муслим Магомаев. Собираясь ежедневно в тени излюбленного Узеирбеком соснового дерева, свояки вели оживленную беседу о путях развития азербайджанской, музыки вообще, об оперном искусстве, как бы продолжая в частной беседе обсуждение проблем, которое велось в то время в музыкальных кругах, на страницах бакинской печати. Да, мысль о родной музыке, ее настоящем и будущем никогда не оставляла этих двух замечательных людей, она была главным делом их жизни, владевшая их умами, их сердцами.
Аида Гусейнова [музыковед]: Творческая биография выдающегося композитора, дирижёра, просветителя, общественного деятеля неотделима от сложных процессов, происходивших в азербайджанской музыке в первые десятилетия ХХ века. Стала уже традиционной характеристика Магомаева как сподвижника, соратника великого Узеира Гаджибекова. Будучи вполне правомерной, она вместе с тем не является исчерпывающей, ибо, опираясь на выдвинутую Гаджибековым концепцию синтеза типических качеств национальной музыки устной традиции и европейского профессионализма, Магомаев сумел «прочертить» свою оригинальную творческую стезю.
Натаван Гусейнова [музыковед]: Эти два человека вместе за какие-то четверть века достигли в музыкальном искусстве Азербайджана такого, к чему Европа шла веками. И именно вместе. Потому что Судьбе было так угодно и она хорошенько об этом позаботилась.
Дорогие Друзья!
Никто из нас не возьмётся рассказать всю историю жизни, описать грани творчества великого Муслим бека. Поэтому мы доверим это тем, кто знал его, изучал его наследие. Доверим ему самому и его музыке. Благодарим всех авторов представленных в разделе работ; а также всех, кто помог и продолжает помогать в поиске материалов. Этот раздел будет постоянно обновляться, по мере поступления новых и обработки уже имеющихся материалов.
Ответим на вопросы, а также будем рады новым находкам и предложениям, связанным с данным разделом – непосредственно на почте Сайта.
С уважением, команда Сайта.